Делает ли специалиста «дороже» иностранный диплом?

Каждый третий абитуриент мечтает быть в рядах иностранных студентов. С чем это связно? — Недоверие к отечественному образованию или очередная попытка подчеркнуть свой социальный статус? Но, что важнее, насколько полезным станет зарубежное образование для узбекистанца? 

Личным опытом делится Ислам Муталов, выпускник Alliance Manchester Business School.

— Повышает ли иностранный диплом личную капитализацию?

Недавно я был в Украине и на себе прочувствовал силу иностранного диплома. Когда ты говоришь, что отучился в одном из ведущих ВУЗов Англии, даже те, кто не знает всех тонкостей образования, понимают, что ты что-то из себя представляешь. Ведь глупый, недисциплинированный и нецелеустремлённый человек не закончил бы британский ВУЗ. И это сразу даёт тебе ценность. 

Во время переговоров, когда нам предлагают какие-то новые решения, узнав о моём образовании, партнёры выдыхают со словами: «Вы понимаете, о чём мы говорим». Соответственно, процесс переговоров значительно ускоряется.  

Возможна ли адаптация полученных за рубежом знаний к узбекским реалиям?

Все бизнес процессы основываются на фундаментальных принципах. Меняется только применение этих знаний. Говорить, что полученные бизнес знания в Англии не будут работать в Узбекистане — то же самое, что сказать: физические законы, которые работают в Англии, не будут работать в Узбекистане. Так не бывает. Потому что все мы люди, и психология везде одна.

Почему британское образование испокон веков такое сильное? Потому что в этих ВУЗах исследуют подсознательные и инстинктивные нужды людей, а они везде одинаковые. 

Нас учили мыслить не кейсами, а принципами мышления людей. Соответственно, если ты понимаешь, как устроено мышление человека и каковы его подсознательные нужды, то с возвращением сможешь анализировать и в контексте Узбекистана, чего хочет местное население. 

Например, как мы изучали это в Англии. Ты хочешь создать определённый продукт. Окей, а что в первую очередь нужно человеку, который что-то покупает? Первое, чего он хочет подсознательно — это уважение. Он тяжело работает, зарабатывает деньги и покупает товар для семьи. Когда он отдаёт за что-то деньги, взамен хочет получить уважительное отношение, то есть — сервис. Везде так. В любой точке мира. Когда ты уважаешь клиента, он, конечно, не скажет: «Блин, меня здесь уважают». Но почувствует это подсознательно. Как ты можешь показать своё отношение? С помощью бесплатной доставки, качественного материала, продуманного дизайна продукта. Человек, который берёт товар в руки должен видеть, что создатели работали над ним, ему должно быть приятно держать его в руках. Его внутреннее удовлетворение откликается, и появляется лояльность.

Как на ваше мышление повлияло знакомство с новой культурой?

В Узбекистане, когда у человека появляются деньги, он начинает тормозить. Развлекаться в дорогих ресторанах, шиковать. А для англичан — это, наоборот, стимул развиваться. В Англии есть традиция — побеждать.

У нас же традиция — вспоминать своих предков. То есть, сегодня мы нормально не побеждаем, зато предки у нас великие.

Пребывание в Англии научило меня фокусироваться на победе. Когда ты находишься в конкурентоспособном обществе, ты постоянно заряжен и сфокусирован. Я хочу быть лучшей версией себя. Для этого я 365 дней в году укладываю волосы, поддерживаю хорошую физическую форму и продолжаю учиться.

Удастся ли заграничному выпускнику стать востребованным специалистом на рынке труда?

Любой работодатель прежде всего смотрит на ценность сотрудника и то, что может от него получить. В Узбекистане сейчас приглашают экспатов, средняя заработная плата которых составляет от 5 до 15 тысяч долларов в месяц. Узбекистанцы готовы платить такую сумму, потому что видят, какова динамика развития за рубежом. Чем больше у тебя иностранных работников, тем легче ты адаптируешься на рынке.

Думаю, сотрудничество с людьми с иностранным опытом работы будет фундаментальным для крупных компаний Узбекистана. Как минимум, будут привлекаться соотечественники, которые отучились за границей.

— Оправдались ли ваши ожидания от процесса обучения?

Мой университет входит в Russell Group, это Лига Плюща в Америке. Я изучал бизнес на вечных принципах мышления человека. Если ты знаешь эти законы, результат практически гарантирован.

К тому же, когда ты учишься в топ-30 университетов мира, ты не изучаешь кейсы и не заучиваешь какие-то правила. А многие университеты, наоборот, обучают именно поверхностным кейсам.

Допустим, Apple когда-то сделал вот так, давайте мы сделаем так же. Но шаги, которые предпринял Apple в Америке, в Узбекистане работать не будут. Чтобы добиться результата, нужно понять причину, почему Apple сделал так? — Потому что хотел, допустим, продемонстрировать любовь клиентам. Хорошо, а что можем сделать мы, чтобы показать любовь уже своим клиентам, но в контексте Узбекистана. И исходя из ответа, предпринимать какие-либо шаги.

Понимать принципы — вот к чему должна стремиться молодёжь. Нужно читать правильные книги. Фундаментальные, а не те, что пересказывают события.

Говорят, худшие умы обсуждают людей, средние умы обсуждают события, а великие умы создают события. Чтобы создавать события, мы должны изучать законы бизнеса, а не тратить время на чтение того, «что делали другие компании».

Я рад, что сейчас в Узбекистане именно молодёжь занимается креативом. Но нынешнюю экономику всё ещё делает старшее поколение. Мы — молодая кровь, будущее Узбекистана. Когда нам будет 30, мы станем настоящим Узбекистана, и тогда произойдёт большой рывок. Узбекистан удивит всю Центральную Азию. Наша молодёжь — это взрыв.